Что такое управление цветом

Что такое «управление цветом» и зачем оно нужно?

Если на вашем мониторе фотографии выглядят совершенно нормально, на соседнем мониторе они уже темные, а при распечатке на принтере лица приобретают красный цвет, то вам уже не обойтись без полноценного управления цветом и цветокоррекции, хотя они, конечно, нужны далеко не всем.

Для издательств и типографий, к примеру, управление цветом и цветокоррекция жизненно необходимы ведь колобки в детских книгах не могут быть зеленоватых оттенков, а привычная всем упаковка «Диазолина» должна быть с темно-розовой, а не с темно-коричневой полосой (иначе многие покупатели просто воспримут ее как подделку). Правильная печать является главным их заработком и они максимально снабжены для этого знаниями, нужными программами и приспособлениями - спектроденситометрами, колориметрами, спектрофотометрами.

У большинства пользователей дело обстоит иначе при включении своих компьютеров с установленной системой «Windows» (а речь в данной статье будет идти именно о ней, так как в операционной системе «Mac OS» (Macintosh Operating System) все сделано хоть и похоже логически, но все же по-другому) они сразу сталкиваются с неотключаемой и работающей против их воли уже установленной системой управления цветом.

Для чего необходимо управление цветом?

В отношении цветов и их оттенков у большинства пользователей сложились три основных заблуждения:

    • Заблуждение №1.

При загрузке их фотографий на жесткий диск компьютера или ноутбука все цвета будут такими же естественными, как были и при самой съемке - любимая четырехколесная «ласточка» останется все такого же цвета спелой вишни, мелированные волосы любовницы будут абсолютно тех же оттенков, а запотевшая бутылка пива такой же темно-янтарной.

    • Заблуждение №2.

При пересылке фотографий своей любовнице по е-mail она тоже должна будет увидеть вашу любимую четырехколесную «ласточку» именно все такого же цвета спелой вишни, свои мелированные волосы точно таких же оттенков, а запотевшую бутылку пива такой же темно-янтарной. Другими словами - на своем мониторе она будет видеть все те же цвета и оттенки, что и вы на своем.

    • Заблуждение №3.

При распечатке фотографий на купленном по этому случаю новом принтере, любимая четырехколесная «ласточка» останется все такого же цвета спелой вишни, мелированные волосы любовницы будут абсолютно тех же оттенков, а запотевшая бутылка пива такой же темно-янтарной, что смогут увидеть и по-достоинству оценить все «желающие».

Чтобы разобраться, в чем же именно кроется проблема, нам нужно четко представить себе структуру RGB-фотографий. Любая RGB-фотография представляет собой решетку из цветных точек, где значение каждой конкретно взятой точки (Red, Green или Blue) будет варьироваться в пределах от 0 до 255. К примеру: R0,G0,В0 будет черным цветом, а R255,G0,В0 будет уже красным цветом.

Но каким именно черным и каким именно красным?

Давайте разберемся с этим на примерах.

Если мы разместим рядом репродукцию картины «Черный квадрат» и черные туфли «Christian Louboutin», то черный цвет на них окажется абсолютно разным (даже с поправкой на глянцевость ныне модных «лабутенов»). Если мы сравним самый синий из всех синих цветов, которые будет показывать наш монитор с каплей синих чернил из картриджей к нашему же струйному принтеру, то и они окажутся совершенно разными.

И, наконец, даже если мы учтем, что бумага отражает свет, а монитор просто светится, то и в этом случае наши цвета никак не станут одинаковыми.

Все дело в том, что даже на двух рядом поставленных мониторах одной и той же модели и при абсолютно одинаковых настройках меню, «картинка» будет выглядеть совершенно разной - этот факт давно уже проверенный и никакому сомнению не подлежит. А о разных мониторах здесь даже и речи быть не может! Сколько раз мы уже слышали рассказов наших друзей и знакомых такого типа: «Решил поменять свой надоевший монитор фирмы «Рога и Копыта» на более современный «Пятачки и Хвостики», а после покупки оказалось, что вместо белого цвета эта пятачково-хвостиковая «чудо-машина» мне стала розовый показывать!!!». А ведь еще нужно делать скидку не только на разные мониторы, но и на разную фотобумагу, да и на разные условия освещения, в конце концов.

Вот и получается, что нам не обойтись без «прослойки» между озадачившей нас красной точкой R255,G0,В0, и печатающей на принтере этот красный цвет системой, ведь эти три числа корректное воспроизведение цвета нам явно не обеспечат. И задачей этой «прослойки» должны быть подсказки системе о необходимых изменениях и корректировках как при просмотре фотографий, так и при их печати, чтобы нам не пришлось проклинать производителей и сохранить свое душевное равновесие. При этом нам, конечно же, нет никакого резона вносить каждый раз эти самые изменения в нашу фотографию - ведь это очень неудобно.

В этом, собственно и заключается смысл работы профилей устройств, а также использующей их системы управления цветом, которая в системе «Windows» называется «Image Color Management» (ICM) и осуществляет автоматическую подстройку цветов между различными устройствами (монитором, принтером, сканером, цифровой камерой). Некоторые приложения при этом используют и другие, более совершенные, системы в редакторе «Photoshop», например, управляющие цветом настройки расположены в меню «Edit/Color Settings» (Ctrl+Shift+K), но для нас сейчас это не так интересно.

Давайте посмотрим на схему принципа работы системы управления цветом:



Из схемы становится ясно, как происходит компенсация разницы между вашим монитором и любым другим подобным устройством при помощи различных профилей с получением одного и того же цвета в итоге. Профиль принтера позволяет достаточно точно воспроизвести фотографию на подходящей бумаге. В профиле цифровой камеры или сканера указано, как именно они регистрируют цвет, что мы далее уже и можем учесть при последующих просмотрах и печати наших фотографий. При этом, как уже и упоминалось в начале нашей статьи, эта система уже установлена, неотключаема и работает на вашем компьютере - сделать с ней у вас ничего не выйдет, так что с ее существованием нужно просто смириться.

Как поступают в случаях, когда точное воспроизведение цвета действительно важно?

Если точное воспроизведение цвета для вас действительно важно и необходимо, вам нужно садиться и буквально «строить» нужные профили устройств. Для калибровки и профилирования мониторов используется колориметр, который вешают на экран и он производит считывание цветов большого количества белых, черных и цветных квадратиков. Благодаря к подключенному к компьютеру другому концу шнурка он передает все увиденное специальной программе, которая производит учет того, как это воспринял колориметр и, в итоге, программа определяет, какое именно искажение цветов допускает ваш монитор. Благодаря этому вы теперь самостоятельно можете произвести регулировку яркости, контраста и цветовой температуры монитора (что называют калибровкой), а также настроить свой цветовой профиль для компенсации искажения (что называют профилированием). Если ваш монитор такое позволяет, то необходимо провести как его калибровку, так и профилирование.


Ну вот - с вопросами яркости и контраста мы уже более-менее разобрались, а вот о цветовой температуре стоит поговорить отдельно, ведь даже в самых простых и не предназначенных для работы с цветами мониторах, нам дают возможность выбора цветовой температуры ( это показатели 5500k, 6500k и 9300k). Измеряется цветовая температура в Кельвинах (К).


Цветовой температурой описывается вид белой точки на мониторе. Величина 5500k обозначает цветовую температуру прямого или дневного солнечного света (белая точка при этом выгладит желтой), 6500k – температуру полуденного дневного света, а при величине 9300k белая точка выглядит голубой. Издательские системы обычно используют величину 6500k.


Значение цветовой температуры на мониторе - когда она высока, изображение более «холодное» (с уклоном в синие оттенки, рис. 1а), когда низка - «теплое» (в желто-красные, рис. 1б), стандартным значением для универсального цветового пространства RGB является величина в 6500К (рис. 1в).

Наличие одной и той же цветовой температуры на всей шкале нейтральных оттенков (от белого до черного) обозначает высокую линейность цветопередачи нашего устройства. Для ее достижения в профессиональных задачах регулярно проводится аппаратная калибровка и профилирование монитора. В идеале эту процедуру производители должны делать еще на этапе заводских настроек, но это занимает много времени и повышает цену дисплеев, поэтому в бюджетных дисплеях она проводится либо для всей партии сразу, либо не проводится вообще.

Во время цветового профилирования сканера производится сканирование специального (тестового) изображения, после чего программой подгружается эталонный вариант этого же изображения, анализируется их различия и, в итоге, строится профиль.


Во время цветового профилирования принтера на нем производят печать специальных шкал, состоящих из все тех же квадратиков, после чего каждый квадратик замеряется при помощи спектрофотометра. Программа запрашивает оператора замерить нужный ей квадратик, получает его значение, которое и сравнивает с эталонным вариантом, точно определяя какое именно цветовое искажение допускает профилируемый принтер.



Во время цветового профилирования цифровой камеры создается нормализованное освещение и с ее помощью снимаются специальные мишени в RAW-формате. В вопросе необходимости цветового профилирования цифровых камер однозначного мнения среди специалистов так и не сложилось, но при его проведении все же применяется практика фотографирования стандартных мишеней и последующее сравнение полученного результата с эталонным.


Как же все-таки поступать обычным пользователям?

Здесь первоочередно необходимо понять принципы работы, а затем уже скачать на сайтах производителей нужные профили для ваших мониторов, сканеров, принтеров и цифровых камер, после чего и произвести их сопоставление с системными устройствами. Это, конечно, не позволит получить очень точное цветовое воспроизведение, но это все же будет лучше, чем совсем ничего.

Теперь, надеемся, вам стало понятнее, почему другим ваши фотографии могут показаться совсем уж темными и страшными или ваш монитор будет показывать все изображения более светлыми, чем они есть на самом деле, или другие мониторы покажут их гораздо темнее, или же будут присутствовать и тот и другой варианты. Как вы теперь уже понимаете вам нужно будет взаимно сопоставить контрастность и яркость используемых вами устройств, после чего произвести настройки их цветовых температур, поработать над исправлением ошибок и, по-возможности, произвести установку на мониторы корректных профилей.


Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо
Captcha
Популярные Статьи
Долговечность и хранение фотографий
Несмотря на постоянно растущую популярность цифровых фотографий, обычная фотография своих позиций сдавать не собирается и еще долгое время будет востребована людьми - ведь она не зависит от наличия у вас цифровых носителей и необходимой для их работы электроэнергии. Поставленная в фоторамку, помещенная в фотоальбом или просто вставленная в кармашек портмоне она согреет вас приятными воспоминаниями где бы вы ни находились. Воспоминания - самое до..
Готовые ICC цветовые профили под разные модели принтеров Epson
ICC цветовые профили для принтера EPSON P50 с использованием чернил OCP и фотобумаги PhotoBOOM Модель принтера Чернила Файл профиля Фотобумага EPSON P50 OCP скачать (.icc) глянцевая 200 г/м2 скачать (.icc) глянцевая 230 г/м2 скачать (.icc) матовая 90 г/м2 скачать (.icc) матовая 120 г/м2 скачать (.icc) матовая 180 г/м2 скача..